В миротворчестве нужны женщины

( статья в общенациональной газете «В конце недели» от 3 октября 2014г., №105 (23099)

В Кыргызстане еще в 2012 году разработан План действий по реализации Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН. Однако мало кто на местах об этом международном документе знает. Между тем, важность его доказали межэтнические столкновения 2010 года и сохраняющаяся относительно стабильность в стране (подробнее об этом мы писали в одном из предыдущих номеров в материале «Женщины и конфликт»).

Таким образом, нужно разъяснять населению суть Резолюции. Президент общественного объединения «Центр помощи женщинам» Розетта Айтматова подробно рассказывала о международном документе и его значении на недавнем семинаре по развитию женского лидерства в процессе миростроительства на местном уровне, организованном этой неправительственной организацией для представителей гражданского общества, органов местного самоуправления и профильных министерств.

Мы предлагаем Вашему вниманию рассказ Розетты Торекуловны.

– Почему Советом Безопасности ООН был принят специальный документ, посвященный защите, а также вовлечению женщин в процессы предотвращения, разрешения и налаживания постконфликтной ситуации?

Мировой опыт показывает, что такие явления как бедность, конфликты, социальная и политическая неустойчивость, природные катаклизмы и т.д. могут по-разному воздействовать на представителей разных полов. Это связано с тем, что физиологические и гендерные различия между мужчинами и женщинами приводят к тому, что в разных ситуациях они имеют разные нужды, потребности, степень уязвимости и возможности. Гендерные различия между мужчинами и женщинами заключаются в различных ролях, которые возникают из социальных различий, и определяют, как они должны мыслить, действовать и чувствовать.

Иными словами, это:

1) образцы поведения женщин и мужчин, основанные на традиционных ожиданиях, связанных с биологическим полом;

2) совокупность исторически сложившихся общепринятых норм и правил поведения, которые предписываются мужчинам и женщинам в конкретной социально-культурной ситуации.

Гендер и выборы — 2005, Бишкек — 2004

Причем, как обычно, женщины более уязвимы к этим явлениям. Например, история вооруженных конфликтов, произошедших в последние годы в разных странах, показала, что от войн в подавляющем большинстве страдает ни в чем не повинное гражданское население, из них большую часть составляют женщины и дети . Обычно женщины непричастны к причинам возникновения конфликтов, однако, они, как и все терпят и переносят все невзгоды, страдания и мучения, вызванные войной. Кроме того, они еще подвергаются «насилию в отношении женщин» , которое совершается на основании того, что она женщина. Поэтому в условиях вооруженных конфликтов женщины и девочки нуждаются в особой защите от насилия, обусловленного половой принадлежностью, особенно от изнасилования и других форм сексуального надругательства.

«Насилие в отношении женщин» — любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам…» , т.е. это насилие, совершенное на основании того, что она женщина. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В связи с этим женщинам и девочкам в условиях вооруженных конфликтов необходимо обеспечить защиту, которая учитывала бы специфику их уязвимости. В то же время женщины имеют свой опыт, умение по своему влиять на окружающую среду в вопросах предотвращения конфликтов, достижения справедливости, налаживания согласия на уровне семьи, сообщества и т.д. А значит, они могли бы применить свой подход и знания в миротворческих процессах. Поэтому важно, чтобы женщины принимали активное участие в вопросах предотвращения и разрешения конфликтов, а также в налаживании постконфликтных ситуаций. В связи с этим, для достижения большего эффекта в деле урегулирования вооруженных конфликтов Совет Безопасности ООН в октябре 2000-го года принял Резолюцию 1325, которая посвящена вовлечению женщин и внедрению гендерных подходов во все мероприятия по вопросам поддержки мира и безопасности.

Чем примечателен этот документ?

В 1325 признается необходимость внедрения гендерных подходов во все планируемые мероприятия Совета Безопасности по поддержанию мира и безопасности. До принятия этой резолюции недостаточно использовалась роль женщин в урегулировании вопросов мира и безопасности. Разработка и принятие 1325 явилось новым этапом в деятельности Совета Безопасности. И благодаря включению вопроса роли и опыта женщин в миротворческих процессах изменились подходы международного сообщества к решению вопросов мира и безопасности.

— А каковы предпосылки и почему для Кыргызстана имеет важное значение реализация 1325?

В течение последних десятилетий Кыргызстан перенес два тяжелых межэтнических столкновения (1990г, 2010г), две революции (2005г., 2010г.) и переживает до сих пор не утихающие приграничные конфликты, да и ситуация, связанная с межэтническими отношениями на юге страны остается напряженной. Все это влияет на экономическую и политическую нестабильность и усиление миграции в республике. Кроме того в стране серьезно стоит вопрос о военной реформе , реформе правоохранительных органов, подготовке и участии в миротворческих операциях по поддержанию мира и безопасности. Опыт разработки Плана Действий по 1325, в котором впервые применяется включение гендерных аспектов во все мероприятия, направленные на поддержку мира и безопасности может служить хорошим подспорьем при разработке законодательства и в процессе реформ силовых структур. К тому же, Кыргызская Республика является членом ООН, а также Конвенции ООН по правам человека, которая возлагает на государства -члены обязательства по выполнению положений Резолюции Совета Безопасности ООН 1325. Все это, а также политическая воля Правительства КР явились основными предпосылками для разработки и реализации Плана действий 1325, который предусматривает внедрение гендерных подходов по вопросу «Женщины, мир и безопасность».

— Мы знаем, что Кыргызстан разработал свой План действий по 1325. Как разрабатывался и насколько соответствует этот документ требованиям Резолюции?

Да, Кыргызстан разработал свой План 1325, который был утвержден постановлением Правительства КР от 18 февраля 2013 г. под № 78. Согласно своим обязательствам, Комитет Жогорку Кенеша по обороне и безопасности КР принял решение «О мерах по реализации Резолюции Совета безопасности ООН 1325 о роли женщин в обеспечении мира и безопасности» (16 апреля 2012 г). Во исполнение этого решения 25 июня правительство создало межведомственную рабочую группу по разработке проекта плана действий по 1325. В состав этой межведомственной группы вошли 11 человек — представителей профильных ведомств (МЧС, МВД, МЗ, МО, и др.). Рабочую группу возглавил заместитель министра внутренних дел КР, генерал-майор милиции Асанов Курсан Сатарович, его заместителем была избрана Начальник отдела Гендерной политики Министерства труда, молодежи и миграции Бейшеева Назгуль Дуйшенбековна. Несмотря на то, что члены межведомственной комиссии не были специалистами в гендерных вопросах, но каждый из них знал ключевые проблемы, своего ведомства, касающиеся миростроительства, имел желание и время работать над этим вопросом. Также, активное содействие Рабочей группе в разработке Плана 1325 оказывала Структура «ООН -женщины», с участием международных экспертов из Грузии, депутатов Жогорку Кенеша КР (Алтыбаева А.Т., Карамушкина И.Ю. и др.), представителей Аппарата Правительства КР. В результате, данной группой был разработан План действий по реализации 1325 на период с 2013 г. по 2014 г. Межведомственная рабочая группа изучила вопрос Резолюции и составила соответствующий всем требованиям данного документа План по 1325. Так, в нем отражены: 1. защита женщин от насилия в условиях конфликтных ситуаций; 2. вовлечение женщин на уровень принятия решений в предотвращении конфликтных ситуаций; 3. внедрение гендерных подходов во все мероприятия по вопросам мира и безопасности и гендерное обучение миротворческого персонала. План создан и спущен на все уровни власти, как на национальном, так и на местном, вплоть до МСУ и айыл окмоту. Очень важно, чтобы он исполнялся на местном уровне. Каждая область, район, айыл окмоту разработали свои мероприятия. Более того, готовятся отчеты .

— В этом году заканчивается срок исполнения Плана действий по 1325, насколько он реализовался?

Это наш первый план по 1325. Конечно не все меры были выполнены. Когда я знакомилась с документами некоторых подразделений МВД КР, выяснялось, что мало кто знает о Резолюции 1325. К сожалению 1325 поминается только в заглавиях отчетов, а не в их содержании. Говорится об открытиях детских садов, предотвращении домашнего насилия и ничего об исполнении международного документа. Видимо, это закономерное явление. Нужно просвещение населения по вопросам 1325, в первую очередь среди руководителей местных подразделений профильных учреждений. — А как участвовало гражданское общество в реализации Плана 1325? ГО конечно принимали активное участие на всех этапах разрешения конфликтных ситуаций. Нельзя не отметить деятельность сети «Женщины-миротворцы», ОФ «За международную толерантность» и др., которые проводили различные акции, мероприятия, направленные на разрешение и налаживания постконфликтных ситуаций. Представители гражданского общества подошли к реализации Положений Резолюции более грамотно и плодотворно, об этом свидетельствуют их деятельность по оказанию конкретной помощи пострадавшим, организации лагерей, благотворительности и т.п.

— Какие шаги будет предпринимать Кыргызстан после завершения сроков реализации нынешнего Плана действий по Резолюции 1325?

Начался подготовительный этап для составления Плана действий по 1325 на новый период. Межведомственная рабочая группа, куда войдут представители различных секторов, продолжит работу над совершенствованием нового плана действий. Поэтому, необходимо учитывать предыдущий опыт, недостатки, также проводить мероприятия, вовлекающие в миростроительство представителей различных этнических групп и разработать новый План действий соответствующий положениям Резолюции 1325. Мы надеемся что эта Межведомственная Рабочая группа глубже изучит специфические особенности нашего региона и составит более реальный для выполнения план.

Записала Алия МОЛДАЛИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *